“Ключ к шифру” от группы СПЛИН: больше никакого рок-н-ролла (рецензия)

620

Помните, несколько дней назад «Мрия» рассказывала вам о выходе нового альбома группы «Сплин»?. Тогда мы обещали написать для вас рецензию на пластинку и попытаться дать ей какую-то оценку.

Но, по правде, творчество группы, которое они подарили этой осенью своим фанатам, оказалось куда тяжелее, чем мы думали. И разбирался в том, какие же на самом деле чувства вызывает «Ключ к шифру», журналист портала «Пороги«, наш коллега и своеобразный музыкальный эксперт Слава Чиженок.

«Осень была дождливой и полна туманов» – так начинается одна из самых ключевых песен из нового альбома группы «Сплин»  «Ключ к шифру». Для всех сплиноманов и просто любителей группы осень, даже если стала дождливой, то дождь этот скорее из слез. Слез разочарования, слез счастья и просто слез, обычных, которые приходят от грусти.

Все дело в том, что новый, 14-й по счету, альбом Александра Васильева и компании, получился как никогда грустный. Настоящий осенне-депрессивный альбом, который составит вам приятную компанию , когда вы будете спешить с работы или учебы под октябрьским дождем.
Но давайте по порядку. Как я уже дал понять, есть три критерия, по которым можно оценить: разочарование, счастье и грусть. Предлагаю разобраться.

«Ключ к шифру». Разочарование:
Для многих фанатов два предыдущих альбома «Сплинов» были весьма неожиданными. «Резонанс» (первая и вторая части) вызывали кучу споров и обсуждений. «Васильев сдулся, исписался,» – кричали одни. «Музыка однотипна, не цепляет,» – вторили им другие.
На деле же музыканты с каждой песней все дальше и дальше отходили от того «Сплина», который все помнят по «Гранатовому», ну или более позднему «Сигналу из космоса». Это было что-то совсем другое, непривычное для слушателя, а вокал Васильева все больше становился подобен мурчанию кошки, но никак не тому голосу, который так жестко приказывал «гнуть свою линию».

«Сплин» становился другим, но слушатель хотел того, старого-доброго. И надежда оставалась, ведь не зря два последних альбома были разделены на две части.  Все думали что вот-вот, кончатся эти эксперименты, тексты из черновиков, музыка из двух-трех аккордов, и Александр вновь вернется к истокам. Но не тут-то было.

«Ключ к шифру» полностью поставил точку в истории старого звучания группы. Стало абсолютно понятно, что не будет больше ни «Звезды рок-н-ролла», ни «Выхода нет», ни «Орбита». Группа изменилась. Музыканты стали кайфовать, делать то, что хочется им, а не то, что требует публика. Смелое решение, ведь такое могут себе позволить только группы, которые имеют неслабое имя, которые добились всего. Таким группам прощается все. В случае «Сплинов» произошло отсеивание: те, кто ждали «Орбит», ушли слушать «Орбит», остальные стали изучать новый материал. Фактически Васильеву простили всё.

«Ключ к шифру». Счастье:
Для тех, кто не ждал новых «Орбит» и «Мое сердце», альбом стал приятным открытием. Тот случай, когда «Сплин» умер, да здравствует «Сплин».
Стихи Васильева – это всегда отдельный разговор. Это тонна метафор, это переплетающиеся истории и судьбы, это тонко описанные любовные линии. Для тех, кто хоть раз познал глубину поэзии Александра, жизнь никогда не станет прежней. «Любой имеющий читать между строк  обречен иметь в доме ружье» – цитата из песни «Сплинов», которая так идеально подчеркивает всю суть стихов Александра Васильева.

Так же и в «Ключе». Мощная, огромная поэма «Окраины» мотивирует и не дает расслабляться. Тонкий, душераздирающий «Кит» лично у меня вызвал ком в горле. «Храм» – как продолжение песни «Приходи».
Музыка также на уровне. Мотивы многих песен тут же въедаются в голову, и с каждым новым прослушиванием встречаешь их как старых друзей. Да, музыка не многогранна в плане наполнения нотами и аккордами. Но достаточно глубока в плане «визуализации» слушателя.
Отдельного момента заслуживает композиция «Реквием». Фактически это не песня, это звуки , вынутые из головы человека, потерявшего самое ценное в жизни.

В песнях «Джа играет джаз» и «Она была так прекрасна» у искушенного слушателя перед глазами возникнет лик самого Бориса Борисовича Гребенщикова. И не удивительно, Васильева уже не один год именуют вторым БГ.

«Ключ к шифру». Грусть:

«Сплин» – это сплин. На этом можно ставить точку. «Ключ к шифру» – пожалуй, самый депрессивный альбом в истории группы.
Пластинка прошита красной нитью грусти и боли. Дело в том, что полгода назад в группе социальной сети был выставлен стих, который лег в основу «Реквиема». Не буду говорить, о чем там писалось, просто послушайте.

Судя по всему, Александр пережил нечто глубокое, и его стихи – это диалог с самим собой, признания самому себе на кухне за бутылкой водки в лучших традициях питерской интеллигенции. Тот самый момент, который можно снимать в черно-белых тонах под музыку Дельфина.
Боль, разочарование, тревога, страх, раздраженность – все это можно найти в новой пластинке. Но вместе с тем там обнаружится и радость, улыбки, необычайные картины, просто хорошие и теплые чувства. Стоит только глубже нырнуть – и вы их найдете, уверяю.

В целом, «Ключ к шифру» — это весьма качественный, добротный материал, который составит вам компанию в любой житейской ситуации. Вместе с тем, это достаточно личный альбом, и песни с релиза не вспомнят случайно в веселой компании. Группа растет, вместе с ней растет и музыка. Уверен, что говорить о закате эпохи «Сплин» ещё очень рано, впереди нас ждет масса песен, которые будут уникальными. Ведь как бы там ни было, чего бы ни ожидали фанаты, как бы сам Васильев ни игрался со звучанием и рифмами – факт остается фактом: «Сплин»- это всегда острые как бритва стихи на мягких, словно кожа, мотивах.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Loading...